ИЗ ПРОШЛОГО СЕЛА ДУБРОВО

 Деревня Дуброво на реке Протве Веселёвского сельского поселения Наро-Фоминского района небольшая, если не сказать, что очень маленькая. Всего, по данным Всероссийской переписи за 2010 г., за ней числилось на тот период 11 человек населения и при ней 3 садоводческих товарищества. А вместе с тем когда-то здесь было большое и богатое село, что подтверждено постройкой в 1894 г. по просьбе жителей этого села и на их средства каменной церкви Великомученика Дмитрия Солунского. В 1860 г. в селе было 29 дворов с проживающими в них 120-ю крестьянами. А в 1929 г. уже проживало 282 человека, из которых: 121 — мужского и 161 — женского пола. В то время здесь располагалось шестьдесят одно хозяйственное предприятие различной направленности. Люди селились здесь ещё в глубокой древности, что подтверждает обнаруженное археологами древнее городище, по своему возрасту относящееся к раннему железному веку, то есть к 3-ей четверти 1-го тысячелетия нашего века. Тогда только эпоха расселения по берегам реки Протвы славянского племени вятичей лишь начиналась. Само городище располагалось в трёхстах метрах от церкви. При его исследовании археологи описывали участок площадки размерами 60 на 25 метров и часть вала с напольной стороны высотой до 1,5 м, протяжённостью до 60 м и с высотой над рекой 7–10 м. Культурный слой составлял 40 сантиметров. Была обнаружена керамика с сетчатой отпечаткой дьяковской культуры. На концах уцелевшей части вала имелись конусовидные возвышения, повреждённые ямами, похожие на курганы, что позволило исследователям определить этот археологический памятник как «Курганы у села Дуброво». Кроме этого, у Дуброво было обнаружено ещё и селище, названное археологами «Селище Вышгород», XIV и XVII веков, с небольшим культурным слоем в 45 см. Тут же была найдена гончарная керамика послесредневекового времени. Само же Дуброво лежало по реке Протве, чуть ниже от с. Вышгород, в нескольких километрах от него, и входило в состав дворцовой Вышегородской волости. По правой стороне реки между Дуброво и Вышгородом в основном располагались луга с сенными покосами, и это было хорошим местом для соколиной охоты. Иван Грозный вместе со своим двоюродным братом Владимиром Андреевичем Старицким, владевшим Вереёй и Вышегородской волостью, дважды бывал здесь. Обменяв эти земли, он ввёл их в состав опричнины. В 1671 г. в Дуброво на старом церковном месте была возведена деревянная церковь Великомученика Димитрия Солунского. Состояла она из «клецки, с трапезною, крыта тёсом», так описывали её в «Верейской десятине» братья Холмогоровы. Из внутреннего убранства в ней были: «Евангелие печатное крыто бархатом, евангелисты серебряные позолоченные, крест обложен серебром, позолочен. За престолом образ Божией Матери Одигитрии обложен серебром. Да подле той церкви место церковное Симеона столпника, запустело с давних лет». В 1693 г. село Дуброво вместе со всей Вышегородской волостью было приписано к Угоцким и Истицким железоделательным заводам в Малоярославецком и Боровском уездах. Эти заводы были отданы в управление «иноземцам Вахромею и Петру Меллер» с матерью их Анной, вдовой Вахромея Меллера. В 1751 г. Вышегородская волость была пожалована графу Александру Ивановичу Шувалову, а от него перешла сначала к дочери, в замужестве графини Головкиной, а затем другой ветви рода Шуваловых, к прошлому которых мы не раз возвращались в своих краеведческих очерках на страницах нашей газеты, сохранённых в электронной базе её архива. В 1770 г. при Екатерине II производилось размежевание земель церковного причта и крепостных крестьян графа Шувалова. При размежевании присутствовали священник церкви Великомученика Димитрия Солунского Иосиф Лукин и «его высокографского сиятельства, генерал-фельдмаршала и разных орденов кавалера графа Александра Ивановича Шувалова от Вышегородской волости поверенной Фёдор Кириллов». Рассказывая читателю о прошлом села Дуброво, его археологических и исторических памятниках, нельзя не коснуться ещё одного значимого его места, к которому относится памятник, воздвигнутый Александру II. Представлял он из себя постамент в виде невысокой колонны, на вершине которой был установлён его бюст. Возведён он, видимо, был в период постройки каменной церкви Дмитрия Солунского и, как сама церковь, вероятней всего тоже по просьбе и на средства крестьян. На постаменте указаны даты рождения и смерти Александра II, а также приведена следующая цитата: «Oсени себя креcтным знамением, православный народ, и призови с нами Божие Благословение на твой cвобoдный труд, залог твоего домашняго благoполучия и блага общественнаго. Манифест 19 февраля 1861 года». Сам бюст был выломан, видимо, в период установления советской власти, как это широко применялось большевиками в борьбе с памятниками царизму, но разрушить постамент в честь отмены в 1861 г. крепостного права новая власть не решилась или, может быть, этого не позволили сами крестьяне. Вместе с тем был закрыт и осквернён сам храм Дмитрия Солунского, возвращённый верующим лишь в 1990-х годах. К этому, может быть, стоит добавить строки из книги протоиерея Олега Пэнежко о том, что прежде чем построен каменный храм Дмитрия Солунского в 1893 г. по просьбе жителей села Дуброво, опять же на собранные ими средства, сын местного священника отец Александр Пшеничников устроил церковно-приходскую школу. Отец Александр испросил разрешение вместо ветхого и холодного деревянного построить каменный храм во имя великомученика Димитрия Солунского, который в 1894 г. и был построен и при нём учреждён штатный причт. Строительство каменного храма, церковно-приходской школы и памятника Александру II говорит, что крестьяне села Дуброво в конце XIX и начале XX веков были если уж не очень богатыми, то не бедными и самодостаточными людьми, поскольку строили всё это на собственные средства.


Валерий Ипатов
 
[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий