Вертолет - дело тонкое

Герой «ЦГ» – член первого состава вертолетной пилотажной группы «Беркуты»

Спичкин Николай Викторович. Родился в Наро-Фоминске 25 июня 1958 года. Закончил наро-фоминскую школу № 7, Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков в 1980 г. С 1984 по 1986 гг. выполнял интернациональный долг в респ. Афганистан. Летчик-снайпер. Награжден орденом Красной Звезды. Член первого состава вертолетной пилотажной группы «Беркуты», трижды участник авиашоу «МАКС». Женат, есть двое детей и четверо внуков.

38 лет назад 12 декабря 1979 года руководством страны советов было принято решение о вводе войск в Афганистан. И уже 25 декабря на Кабульский аэродром были высажены первые советские войска. В той далекой афганской войне страна не победила и не проиграла. Задачи завоевать Афганистан не было. Тогда это называли «выполнить свой интернациональный долг».

Герой «ЦГ» – настоящий военный, как он сам шутит, раньше был «молодой и красивый», теперь только красивый, о небе мечтал всегда. Поэтому в выборе профессии не сомневался – только летать. После окончания школы он поступил в Сызранское военное вертолетное училище летчиков. Дальше было распределение в группу советских войск в Германии, где он прослужил без малого пять лет. От предложения отправиться в командировку в Демократическую Республику Афганистан отказаться не смог. И даже сейчас, по прошествии многих лет, Николай Викторович вспоминает время службы «за речкой» как одно из самых лучших в своей жизни.

«В сентябре 1984 г. эскадрилья была перебазирована в Узбекистан, сначала в Чирчик, потом в Бухару на аэр. Каган. Там мы все проходили горно-пустынную подготовку. Через месяц мы высадились на аэр. Кандагар – южную окраину Афганистана, крайний пункт на границе с Пакистаном», – вспоминает Николай Спичкин.

Афганских историй и воспоминаний о службе, боевых товарищах у Николая Викторовича очень много. Сам он летал на вертолетах Ми-24. На его счету 23 боевые операции, 430 боевых вылетов за два года.

«Этот вертолет все называли по-разному: «серый волк», «крокодил». Это не транспортник, это машины огневой поддержки. Мы работали со спецназом, делали ложные подсадки, занимались «свободной охотой», обрабатывали и зачищали точки, на которые должен был высадиться спецназ, прикрывали во время боевых столкновений, а после выполненных спецопераций «снимали» их с точек», – рассказывает герой «ЦГ».

За одну из таких спецопераций Николай Викторович был награжден орденом Красной Звезды:

«Это было в 1985 году. Под Фарахрутом был сбит вертолет, в котором находился военный советник, генерал. Он катапультировался, но был расстрелян в воздухе. Нужно было найти его тело. Именно тогда была разработана операция, которая развивалась более десяти дней. Тогда в зону боевых действий высаживали до трех тысяч десантников. В нишу шасси моей машины попал снаряд из горной пушки. Отказала основная и дублирующая гидросистемы, вертолет становился неуправляемым. Но благодаря синхронным действиям с оператором, мы сели в горах на высоте 1800 метров. И сохранили машину боеспособной. Десант, который должны были высадить, высадили не полностью. С 11 по 19 число они шли нам навстречу в пункт назначения, в тонкой одежде. А холодно – ноябрь месяц. Двое утонули в горной реке, чем они питались – неизвестно. И вот я смотрю: кто-то движется. Тут вертолет горит, с другой стороны – еще один сбитый лежит. Система опознавания сигнальными ракетами не сработала. Думал, духи идут. Направил на них пушку, борттехник с автоматом, оператор тоже готов отстреливаться. Но потом загорелся сигнальный патрон, я понял, что это свои. Они пришли все грязные, оборванные, патронов нет, рация села. Было принято решение эвакуировать командира и летчика-оператора. А группа «Шайба», такой у них был позывной, заняла оборону и осталась охранять винтокрылую машину вместе с бортовым техником. Ночевали они в холоде, вынуждены были сливать керосин, чтобы не замерзнуть. По прилету я доложил о ситуации, и с рассветом следующего дня мы вылетели для перегонки машины на базу. Ведра у нас не оказалось, и мы 200 литров керосина с Ми-8 солдатской кружкой переливали в Ми-24 для того, чтобы долететь до Кандагара. За эту операцию я получил Красную Звезду. А тело генерала было отправлено на родину».

Из Афганистана Николай Викторович убыл в 1986 году. Местом службы тогда выбрал специальный центр подготовки убывающих в Афганистан – в Чирчике. Там же познакомился с человеком, о котором до сих пор вспоминает с особой теплотой – Воробьевым Борисом Алексеевичем. Именно генерал Воробьев пригласил нашего героя в Торжок, где и состоялось формирование первой в мире пилотажной вертолетной группы «Беркуты».

«Идея появилась в 1991 году. Мы тогда летели на Кубинку, на показ для первых лиц нашего государства. Тогда только начинали зарождаться «Стрижи» и «Русские витязи». И тогда Воробьев принял решение создать такую вертолетную пилотажную группу, которая летала бы на серийной технике. Сначала была четверка вертолетов, потом шестерка. Показы, дни городов, авиашоу», – рассказывает Николай Спичкин.

Он трижды участвовал в знаменитом авиашоу «МАКС», одним из первых освоил полеты на знаменитом вертолете «Черная акула». На этой машине участвовал в параде Победы на Красной площади. На этом вертолете и закончилась его летная карьера.

Ему предлагали заниматься наукой в области вертолетостроения, обучать подрастающее поколение. Но он выбрал совершенно мирный труд. Николай Викторович работает в наро-фоминском перинатальном центре. А еще он хороший отец и заботливый дедушка: у него есть любимая и любящая жена Людмила, которая прошла с ним девять гарнизонов, ждала его из Афганистана, дочь Евгения, сын Артем, и четверо замечательных внуков.

«Мне есть чем заниматься, я счастливый человек», – говорит Николай Спичкин.

Елена Скрипко

[[ images[imageIndex].desc ]]
[[ imageIndex + 1 ]]/[[ images.length ]]

Комментарии (0)

Добавить комментарий